Термины и определения дистанционного обучения
Здесь представлены наиболее
значимые для дистанционного обучения термины и их определения. При
формулировании дефиниций отдельных терминов были учтены предложения авторского
коллектива МО (под руководством Ю. Вайса) в тех случаях, когда наши мнения
совпадали. В других случаях мы даем собственную трактовку понятий.
Дистанционное обучение - Взаимодействие учителя и учащихся и
учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу
компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)
и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими
средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное образование - образование, реализуемое посредством
дистанционного обучения.
Педагогические технологии
дистанционного обучения -
Совокупность методов и приемов обучения, обеспечивающих осуществление
учебно-воспитательного процесса дистанционно в соответствии с выбранной
концепцией обучения.
Кейс-технологии – способ организации дистанционного
обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых,
аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке
для самостоятельного изучения обучаемыми при организации постоянного
взаимодействия с преподавателем и другими учащимися дистанционным способом.
ТВ – технология – способ организации дистанционного
обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки
учащемуся учебно-методических материалов и организации обратной связи с помощью
любых интерактивных средств.
Сетевая технология – Способ организации дистанционного
обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации в интерактивном
режиме.
Система дистанционного
образования - Образовательная
система, обеспечивающая условия для получения образования в условиях
дистанционного обучения. Как и любая образовательная система включает в
качестве компонентного состава цели, содержание, метода, средства и
организационные формы обучения, а также взаимодействие деятельности учителя и
учащихся в контексте выбранной концепции обучения
Система средств обучения в
дистанционном обучении - Совокупность
носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и учащихся,
используемая в дистанционном обучении, адекватные используемым в данной
концепции методам и организационным формам обучения для достижения намеченных
целей обучения, воспитания и развития.
Информационно-образовательная
среда ДО (ИОС ДО) - Система
средств дистанционного обучения, справочных материалов, словарей,
дополнительной литературы, всех сопутствующих учебному процессу материалов,
достаточных для получения качественного образования по определенному
курсу/учебному предмету/ специальности, либо по утвержденной программе
образовательного учреждения, а также средств их разработки, хранения, передачи
и доступа к ним.
Виртуальная аудитория (класс,
группа учащихся) - организация
группы учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях дистанционного
обучения.
Виртуальная лаборатория ДО – компьютерная модель учебной лаборатории,
в которой реальное учебно-исследовательское оборудование представлено
средствами математического моделирования.
Лаборатория удаленного доступа
- подразделение учебной
организации, оснащенное реальным учебно-исследовательским оборудованием с
дистанционным доступом к нему по телекоммуникационным каналам связи.
Виртуальные экскурсии в ДО – Организационная форма дистанционного
обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением
реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью
создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Виртуальный университет
(школа, образовательное учреждение) – Совокупность информационно-образовательной среды, блока
администрирования и управления виртуальным образовательным учреждением.
Учебно-методическое
обеспечение ДО - Система
средств обучения, методов, организационных форм в условиях дистанционного
обучения для достижения поставленных целей на основе отобранного и
соответствующим образом структурированного содержания, управления познавательной
деятельностью учащихся с элементами самоуправления.
Преподаватель/ учитель дистанционного обучения - учитель, преподаватель, ведущий обучение дистанционно, обладающий знаниями в области информационных технологий, учитывающий специфику дистанционной формы обучения, психологические особенности взаимодействия с учащимися в процессе дистанционного обучения.
http://www.ioso.ru/distant