Датчики

Установка на автомобиле. Датчики температуры

 

Датчики регистрируют рабочие пара­метры (частоту вращения коленчатого вала) и задаваемые величины (положе­ние педали газа). Они превращают фи­зические (давление) или химические (концентрация ОГ) величины в элект­рические сигналы.

 

Установка на автомобиле

Датчики и исполнительные механизмы обеспечивают взаимодействие и обмен информацией между различными систе­мами автомобиля (двигатель, трансмис­сия, ходовая часть) и электронными бло­ками, объединяя их в единую систему об­работки данных и управления. Как пра­вило, датчик выдает сигналы, которые воспринимаются блоком управления.

Область мехатроники, в которой ме­ханические и электронные связи, а так­же компоненты обработки данных, тес­но связаны друг с другом, играет все большую роль и в разработке новых конструкций датчиков. Последние часто внедряются в различные детали (напри­мер, узел манжетного уплотнения ко­ленчатого вала с датчиком частоты вра­щения).

Датчики становятся все меньше по размерам, при этом их точность и быстродействие возрастает, так как выходные сигналы оказывают непосредственное влияние на мощность и крутящий мо­мент двигателя, уровень эмиссии ОГ, хо­довые качества и безопасность автомоби­ля. Все это стало возможным благодаря мехатронике.

Такие функции, как подготовка сигна­ла, аналого-цифровое преобразование, самокалибровка, могут быть заложены в датчик в зависимости от совершенства его конструкции. Это дает следу­ющие преимущества:

  • блоку управления не требуется большая вычислительная мощ­ность;
  • унификация подачи сигналов с подключением к базе данных для любых датчиков;
  • непосредственное многократное использование датчика через базу данных;
  • чувствительность к самым неболь­шим погрешностям измерения;
  • простота создания линейной характеристики датчика.

В будущем возможно размещение в датчике собственного микрокомпьютера для лучшей обработки сигнала

 

Датчики температуры

Применение

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Этот датчик устанавливается в системе охлаждения (рис. 1) для измерения тем­пературы охлаждающей жидкости в ка­честве показателя температуры двигате­ля (диапазон измерения -40 ... +130°С).

 

 Рис.1

  1. Разъем
  2. Корпус
  3. Прокладка
  4. Резьба
  5. Измерительный резистор
  6. Охлаждающая жидкость


Датчик температуры воздуха Этот датчик во впускном трубопроводе регистрирует температуру подаваемого воздуха, зная которую и используя пока­зания датчика давления во впускном трубопроводе, можно рассчитать массу воздуха на впуске. Кроме того, задавае­мые величины для контуров регулиро­вания (например, рециркуляция ОГ, ре­гулирование давления во впускном тру­бопроводе) могут корректироваться по температуре воздуха (диапазон измере­ния -40 ...+120°С).

Датчик температуры моторного масла. Сигнал датчика температуры моторного масла используется при расчете интерва­ла обслуживания (диапазон измерения -40...+170°С).

Датчик температуры топлива

Датчик температуры топлива установлен в системе подачи дизельного топлива (контуре низкого давления). По темпера­туре топлива можно точно рассчитать цикловую подачу впрыскиваемого топ­лива (диапазон измерения -40 ... +120°С).

Датчик температуры ОГ Этот датчик монтируется в системе выпус­ка в местах, где можно зафиксировать кри­тические температуры. Его применяют для регулирования системы нейтрализа­ции ОГ. Измерительный резистор изготав­ливается в большинстве случаев из плати­ны (диапазон измерения -40 ... +1000°С).



Устройство и принцип действия

Различие видов датчиков температуры определяется областями их применения. В корпус встраивается температурозависимый измерительный резистор из полу­проводника. Он, как правило, имеет от­рицательный (рис. 2), реже положитель­ный, температурный коэффициент, т. е. его сопротивление с ростом температуры уменьшается (или увеличивается).

Измерительный резистор встраива­ется в схему делителя напряжения, кото­рый питается напряжением в 5 В. Полу­ченное на измерительном резисторе на­пряжение, таким образом, является температурозависимым. Оно считывается аналого-цифровым преобразователем и соответствует величине температуры датчика. В блок управления работой дизе­ля заложено поле характеристик, в кото­ром каждому сопротивлению или значе­нию выходного напряжения соответству­ет определенная температура.